Общие понятия:

Амобилер – средство передвижения, заменяющее в Мире автомобиль (существует водный амобилер, похожий на катер). Ездит он с той скоростью, к которой готов его водитель (т. е. предел таковой человек устанавливает для себя сам). Для того, чтобы амобилер ехал, требуется магический кристалл.

Анавуайна - по имени женщины, наложившей его, - эпидемия, проклятие города Ехо, как правило, спящее (впервые заснувшее после того, как Король Халла Махун Мохнатый задушил автора проклятия, леди Анавуайну). Но некоторые особенно могущественные и злокозненные колдуны способны его пробудить (как это сделал, например, Магистр Угурбадо). Болезнь выглядит крайне неприглядно - тело человека постепенно истаивает до самого скелета. Вместе с ним растворяется и его Тень, человек погибает окончательно и бесповоротно. Сильные маги могут защитить от эпидемии себя и излечивать других. В Ехо эпидемия анавуайны происходила дважды. Для её излечения требуется Белая Магия 141 категории.

Бабум - огнестрельное оружие Мира (выглядит как нечто вроде рогатки) со взрывающимися снарядами.

Бальзам Кахара - местное тонизирующее средство, довольно сильное (особенно эффективно от похмелья). Для изготовления бальзама требуется 8 ступень Чёрной магии.

Бич Магов - временная или окончательная утрата магом колдовского могущества. Явление свойственно колдунам, посвящённым в Истинную магию. Начинается внезапно, и уходит так же внезапно.

Бомборокки - укумбийский алкогольный напиток. В Ехо обычно довозят только его пряную вариацию.

Вершители - особый тип магов, для которых «невозможного не существует». Их слова имеют особую силу, все желания рано или поздно исполняются и т. д. Несмотря на то, что в некоторых мирах коэффициент Вершителей достаточно высок, они могут быть весьма опасны, если не научатся обуздывать себя. Вершитель может обратиться в Доперста - при определённых обстоятельствах. Вершитель может и сотворить Доперста - когда его готовность к ужасу неизвестности слишком высока.

Всадник - маг, не способный пользоваться Хумгатом, который находит того, кто может это делать, и завладевает духом, а то и телом, этого человека. Очень сильные колдуны способны вовсе забрать у жертвы жизнь. Выпив жизнь у нескольких людей, Всадник может самостоятельно совершить один или два перехода между Мирами. Потом ему снова нужны "наездники".

Гравви – нечто вроде шкатулки или коробочки, очень маленькой, изобретение Куманского Халифата. Человек, получивший Гравви, впадает в пространство сладчайших грёз, он абсолютно счастлив… И остаётся таким, пока не умирает от истощения, что происходит в обычные сроки, так как Гравви ничем не питает своего пленника, что бы ему ни представлялось и как бы он себя ни ощущал.
http://s4.uploads.ru/t/XfzFQ.png

Грём - напиток, для изготовления которого требуется 26 ступень Чёрной Магии, вследствие чего в Ехо является редкостью и дорого стоит. Предназначен для укрепления и улучшения мужской потенции.

«Джубатыкская пьянь» - «огненная вода», довольно крепкий алкоголь.

Дни Свободы от Забот – выходные. В такие дни положено гулять вне стен своего дома.

Доперст - своеобразная противоположность Вершителя, в которой не сила повелевать Миру своими желаниями, а исполнять повеления других, реализовывать их самые потаённые страхи и мечты. С ними нужно быть крайне осторожными - они могут принять чей-то облик и пугать знакомых этого человека самыми непредсказуемыми выходками, могут обратиться в маньяка-убийцу, если человек по-настоящему этого боится. Выполнив своё предназначение до конца, Доперст может стать Вершителем.

Дух Холоми - своеобразное существо, которое, как правило, спит, но иногда «расходится» в желании «поплясать». При этом, если его не удержать, от Холоми вполне может ничего не остаться, а, поскольку эта тюрьма не вполне предусмотрительно была расположена в Сердце Мира, может разрушиться и весь Ехо. Как минимум. Как максимум - весь Мир.

Зеркало - колдун, который при общении с другими людьми перенимает их эмоциональное состояние, внешность и манеру выражаться. Причём, чем дольше общаются - тем больше сходство. Зеркало противоположного пола может даже олицетворять мужчину/женщину мечты для того или той, кого отражает - идеально подходить по вкусам и параметрам. Среди Зеркал можно указать Магистра Лойсо Пондохву и леди Теххи Шекк (его дочь).

Йонохская Печать - печать, способная осуществить любое желание, достаточно только изложить его на бумаге и приложить её к записи. Вероятно, является чем-то вроде наваждения или легенды.

Искра, «Утратить Искру» - потерять способность защищаться от чего бы то ни было. Искра - это жизнеспособность, жизненная сила, воля к существованию. Её можно утратить самостоятельно, но есть способы и похитить Искру, либо просто насильно отобрать. Такие люди редко могут прожить больше года, для них всё представляет смертельную опасность, даже самая обычная пища. Искра может пропасть сразу либо медленно угасать (хотя, как правило, это происходит именно что внезапно, без каких-либо заранее проявляющихся тревожных симптомов).

Йожой - укумбийский заклинатель бурь. Йожой непременно должен являться горьким пьяницей, хотя, выполнения данного условия недостаточно, чтобы уже считаться йожоем. Первым йожоем в истории Укумбийских Островов являлся Гохиэмма Фиаульфмах Дрёй (впоследствии, после отхода от дел йожоев, основавший в Ехо Орден Пьяного Ветра).

Камра – альтернативный чаю и кофе напиток. Для того, чтобы убрать лишнюю горечь из вкуса камры, необходимо применение Чёрной Магии 2 ступени.

Каруна - корабль, средний по размерам и комплекции.

Кельди - деньги эльфов (кейифайев). Вошли в обиход у спившихся эльфов Шимурэдского леса, когда настоящие иссякли, поскольку без выпивки те обходиться уже не могли, а на неё требуются средства - бесплатно поить даже в Ехо будут разве что одной водой, в случае повышенной сердобольности - камрой. Чистой воды наваждение, вроде бы монеты как монеты, ан нет - время от времени меняют облик и номинал: то корона Соединённого Королевства, то куманская унция, то чангайский зот, то ещё что-то. Обычно кельди изымаются из обращения у обывателей. Ущерб тем возмещается по курсу один к одному обменом на монеты того же номинала, какой будут иметь кельди на момент изъятия.

«Королевский голос» и «Суета Ехо» - газеты столицы, чьим владельцем является сэр Рогро Жииль. Фотоаппаратов в Ехо не имеется, а оплачивать услуги художников дороговато, да, вдобавок ко всему, мало кто из них снизойдёт до столь примитивной работы, как иллюстрирование материалов газет, поэтому там нет ни одного изображения, лишь текст.

"Кость речной крысы" - средство от переедания. Выглядит как растопленный на жаровне жир, но на вкус - приятное питьё.

Книга Несовершённых Преступлений - книга, величина которой зависит от читающего. Каждый человек видит там ровно столько преступлений, сколько сам потенциально способен раскрыть. Попадают туда те преступления, которые успели замыслить, но ещё не реализовали. Если выполнить то, что описано в книге (выполнять должны именно задействованные в описании лица), то часть текста, относившаяся к этому, исчезнет. Книга использовалась Генералом Правобережной Полиции, сэром Кофой Йохом, для тестирования приходящих устраиваться на работу к нему новичков.

«Королевский пот» - самый дорогой ликёр в Ехо.

Крак - азартная карточная игра.

Кристаллы Смирения – выглядят как маленькие голубоватые камешки, являются атрибутом знахарей из Приюта Безумных. Также существуют Кристаллы Памяти и Кристаллы Радости.

Лоохи – верхняя одежда, напоминающая помесь плаща и пончо, изобилует складками, но, несмотря на свою кажущуюся на первый взгляд непривычному человеку нелепость, достаточно удобна и довольно красива.  Имеются полы, которые закалываются булавкой/фибулой/брошью  на плече (у мужчин), либо перекидываются через плечо (у женщин)

Муракок - человек, живущий «другими жизнями в иных мирах». Можно сказать, что это одновременно и одна личность, и множество, и все они переплетены между собой – то, что случается с кем-то из них, непременно произойдёт с остальными, рано или поздно.

Невидимая Флотилия - флот, предназначенный для морских перевозок особо ценных грузов. Охраняется укумбийцами (поскольку они являются пиратами - это говорит о том, что флотилия вряд ли будет ограблена, если, конечно, сами защитники не попытаются - но это противоречит их правилам).

Обет Лаллориха - названный так в честь одного из соратников Ульвиара Безликого, который то ли придумал такой способ держать слово, то ли просто был первым, кому пришлось испытать силу обета на себе, — этих подробностей история, увы, не сохранила. Своего рода заклинание, подчиняющее не волю приносящего обещание, а обстоятельства, которые будут вынуждены содействовать его выполнению.

Обмен Ульвиара - древняя сложная техника обмена Тенями. Люди при этом приобретают характер, образ мышления и темперамент друг друга, а также и способности друг друга (например, знахарский дар). При этом воспоминания у обоих остаются собственные, меняется лишь взгляд на вещи.

Око Гнева - талисман, которым Король награждает наиболее отличившихся из своих подданных. Нечто вроде охранной грамоты. Око Гнева - кольцо, и всего таких колец 18. Кольцо может само решить, достоин ли его нынешний хозяин. По наследству сей знак монаршей милости не передаётся.

Привидение - дух умершего человека, либо расставшегося с жизнью внезапным и страшным образом, либо призванный специально обученным этой магии колдуном (некоторые платят большие деньги за то, чтобы над ними провели подобную процедуру).

Пузырь Буурахри - живой воздушный шар, средство передвижения, позаимствованное из Куманского Халифата (там оно является традиционным).

Серьга Охолла – ограничитель магии, созданный в виде серьги для колдунов-поваров, не позволяющий применять Чёрную Магию выше 20 ступени (после введения поправки в Кодекс Хрембера).

Скаба – нижняя одежда, нечто вроде длинной просторной туники с рукавами. Длина её – до щиколоток, цвет – любой и одевается она под лоохи

Сон - особое (хотя и не для всех) пространство, которое можно воспринимать как подсказку, смутное предчувствие и источник силы. В Мире сны имеют для некоторых людей воистину огромное значение. Могущественные колдуны (да и некоторые другие твари) через сны могут влиять на других людей, вплоть до полного отнятия жизненной силы.

Сон Мёнина - особенное место, в котором сновидец может назначить встречу любой Тени, где бы ни плутал её хозяин, и даже в том случае, если таковой мёртв (см. ниже "Тень"). Необходимо, однако, чтобы сновидец сам захотел попасть в Сон Мёнина.

«Суп Отдохновения» – суп со слабым наркотическим эффектом (отсюда и название). На иномирцев оказывает весьма негативное влияние.

Табличка самопишущая - табличка, текст на которой появляется когда человек прикладывает к ней руку. В соответствии с его мыслями. Правда, некоторые люди умудряются думать с грамматическими ошибками.

«Ташайская смесь» - порошок, способный на время «отбить нюх» (даже Мастер Нюхач на какое-то время полностью теряет способность разбирать запахи).

Тень – двойник человека, истинная сфера обитания которого находится на Тёмной Стороне. У Тени есть всё то же самое, что у её хозяина, включая сердце, несмотря на то, что для Тени это – не более чем хлам. Тень может сменить хозяина, если кто-то понравится ей больше (влюблённая в Сотофу Тень Магистра Нуфлина бросила его и перешла к ней). Могущество человека, встретившегося со своей Тенью, возрастает, однако, встретиться с ней можно только в месте, называемом "Сном Мёнина" (см. выше "Сон Мёнина"). Известно, что всякая Тень разительно отличается от своего владельца, и что Тени, в свою очередь, считают людей своими Тенями. Одинокая Тень – существо, лишённое хозяина. Способна убить человека, если пересечётся с его Тенью (или просто с тенью на полу). Она опасна, но вполне уничтожаема.

Тёмная Сторона – «теневая» сторона Мира. Для каждого приходящего она – своя, её видят именно такой, какой хотят (или подсознательно предполагают) увидеть. Обычно для людей она чужая, далеко не все могут туда попасть.

Достаточно полностью сконцентрироваться на том месте, куда хочешь попасть. Восстановить в памяти подробности пейзажа Мира или Тёмной Стороны. На ней можно также оказаться, если полностью утратить чувство реальности – например, слишком глубоко задуматься и забыть, где ты находишься и что делаешь, куда идёшь, зачем и что вообще за место вокруг тебя. Ещё это лучше получается, если вдобавок закрыть глаза. Новичкам нужны всевозможные сопроводительные ритуалы, однако, если есть дар, то, на самом-то деле, они и не требуются, больше настраивают и антураж создают. Концентрация по времени даётся сложнее, даже мне, потому что Тёмная Сторона обычно сама решает, вернуть ли ей гостя в Мир, когда там пройдёт пять секунд или пять лет… Обычно на такой случай существует такое существо, как Страж – человек, способный хранить Границу между одним и другим – неважно, чем и чем. В данном случае – между Ехо и его Тёмной Стороной… Но ему тяжело подобное даётся. Выматывает. У неё вообще огромное количество с удивительной скоростью сменяющих друг друга настроений.

Тюрбан – весьма модный в Мире головной убор.

Ужас Магов - проекция страха мага, уничтожить которую должен тот же человек, который это вызвал.

Фафун - самое большое и грузоподъёмное судно (национальная принадлежность - Ташер). Манёвренность низкая. Самая лёгкая добыча для пиратов, требует дополнительной охраны.

Фэтан - дух обитателя другого Мира, призванный без тела и обученный некоторым вещам. Чем дольше существует фэтан - тем больше риск, что он захватит тело призвавшего его мага (но не откажется и от любого другого удобно подвернувшегося тела). Фэтан окружает себя непроницаемой защитой (вследствие чего его крайне сложно отыскать) и питается жизненной силой спящих людей. К счастью, ни один фэтан не способен покинуть ареал своего первоначального обитания.

Хохенгрон -о хохенгроне ведется много споров.  Лингвисты яростно спорят между собой, искусственный это язык, или сформировавшийся естественным путем.
Доподлинно известно то, что он был по частям извлечен из сновидений, а не был придуман.
Хохенгрон не основной язык горцев, а дополнительный.  В Тубуре его используют лишь для беседы о самых важных вещах:  погоде,  снах и смерти.  Считается, что повседневная речь не подходит для разговора на столь непростые темы.
Важный нюанс в том, что если  тубурец будет просто говорить, к примеру, о погоде,  то, он будет изъясняться на хохенгроне, но если он будет говорить о вашей участи во время погоды, то  и разговор будет на обычном языке.

Подробнее.

«Как будто без разрушительных буйногрохочущих как будто все спокойное вечное как будто утихомирится как будто уснет без звонкого сновертящегося как будто бессмысленно как будто совсем не спал»(с)
Здесь Сонная наездница рассказывает свое отношение к весеннему ливню. В примерном переводе она говорит, что  ливень прошел без разрушений и вреда для окружающих, и мирно уснул без сновидений.
К слову в фразе «…как будто бессмысленный как будто совсем не спал» , подразумевается, что сон без сновидений  бессмысленный, во всяком случае, для тубурца, и Сонного Наездника, каковым и является говорившая.
«И как тебе это понравилось.»(с)
Здесь подразумевается, что Сонный наездник интересовался, участью непосредственно собеседника, который попал под весенний ливень, а не впечатлениями о нем. Именно по этому, он воспользовался обычной речью, а не хохенгроном.

На примере вырезки из диалога, мы можем видеть отличия разговора, об одной и той же вещи.

•В хохенгроне любая фраза, даже аналоги наших «да и «нет», начинаются со слов «как будто».
•В языке нет определенностей.
•В хохенгроне нет существительных, только глаголы, прилагательные, наречия и причастия.

Так сложилось, поскольку тубурцы считают, что  любое живое существо и предмет – иллюзия, а действия,  качества, обстоятельства и состояния – объективная реальность, пускай и чрезвычайно изменчивая. 

•Личные местоимения в языке, есть исключительно для  удобства, и пред ними всегда упоминается «как будто», иначе, вы будете не поняты.
«Клехххьё» - «я», «клехххий» - «ты», и т.д.
В Хохенгроне есть несколько сотен глаголов которые приблизительно переводятся как «приснится» и «увидеть во сне».
Разница состоит в оттенках значений.
Например, глагол, который примерно переводится как «вснился», обозначает, что какие-то эпизоды твоей жизни, случайно, приснились другому человеку.
А «просниться» - что в чужом сне ты вел себя так, словно бы точно знал, где находишься и с кем говоришь.
«Просниться» можно только намеренно, для этого существуют специальные техники. К примеру, сэр Джуффин и сэр Маба однажды «проснились» Максу, чтобы научить его готовить камру.

Хохенгрон не изучают в Королевском  Университете,  а в Королевской Высокой Школе его изучают без установки на результат, для развития воображения.  Но, при большом желании, его можно изучить в одной из местных Старших Школ Тубура.
Как показывает практика, в раннем возрасте, освоить хохенгрон достаточно легко,  и становиться тем труднее, чем старше становится человек.
Все же, большинство лингвистов сходятся на том, что этот язык годится лишь на увеличение числа больных Приюта Безумных.  К слову, такие случаи очень редки, но реальны, если уж слишком  переусердствовать.
Очень мало людей, которые хорошо владеют хохенгроном. Исключение - сами тубурцы, а жителям других стран это зачастую кажется абсолютно бесполезным занятиям, да и освоить его им гораздо труднее.   Разумеется, есть и исключения. К примеру, Магистр  Ордена Часов Попятного Времени, сэр Маба Калох, заставлял всех своих адептов учить хохенгрон, считая, что это единственный способ более-менее внятно говорить о времени. Что до обычных горожан, то их навык, при его наличии, значительно уступает навыку жителей Тубура.

Хумгат – он же «Коридор между Мирами». Его можно с равным успехом называть как «местом», так и «состоянием тела и разума». Времени там не существует, возможные действия того, кто находится в Хумгате, одновременно и резко ограничены, и как никогда свободны. Чтобы не потерять себя в этом пространстве - нужно чётко помнить, какая цель стоит перед тобой. Путешествовать в Хумгате способен далеко не каждый колдун, как бы далеко он ни продвинулся в освоении Очевидной Магии.

Шикка - укумбийское плавательное судно, обладающее относительно небольшими размерами, почти одушевлённое (по крайней мере, способно привязаться к капитану или, напротив, не принять его или кого-то из команды). Условия плавания на шикке весьма суровы и подходят не каждому.

Флора и фауна:

Буривухи - разумные, говорящие совоподобные птицы. Память любого буривуха поистине огромна и способна вмещать невероятное количество информации. Иногда они делятся своей мудростью с людьми, обучают - да так, что человек, хорошо усвоивший их науку, становится способен превращаться в буривуха, как во сне, так и наяву, перемещаться на огромные расстояния и даже между Мирами (напр. леди Меламори Блимм или сэр Иххэ Малла - второй, впрочем, обучение прошёл, но так и не избавился от своей мелочной мстительности). Родиной буривухов является Арварох. Для любого тамошнего жителя слово буривуха является даже не законом - высшей заповедью.
http://s5.uploads.ru/t/8y6tP.jpg

Жук Еубе - огромный арварохский жук. Из таких тамошние коренные обитатели мастерят свои доспехи.

Менкал - аналог оленя (вернее, гибрид оленя, лося и лошади), обитает в Пустых Землях и служит тамошним жителем в качестве вьючного животного.
http://s4.uploads.ru/t/bh3Fu.jpg

Птица кульох - очень крупная хищная птица, водится на материке Арварох. У жителей Арвароха принято устраивать на неё ритуальную охоту - участие в таковой считается честью, а преуспевшего охотника окружат огромным почётом. Птица кульох абсолютно не выносит шума (леди Меламори Блимм убила одну из них своим особым громким криком).

Птица сыйсу - крупная птица с орлиным клювом, оперением ультрамаринового цвета и оранжевыми глазами. Птицы эти предпочитают селиться в безлюдных местах. Строят гнёзда из больших камней, опутанных тончайшими волокнами, которые птицы сыйсу ткут наподобие пауков.

Чиффа -  водящаяся в горах порода серебристых лис.
http://s4.uploads.ru/t/Jj5CA.jpg

***

Вурдалачья ягода - внешне напоминает крупную ежевику или малину, ягоды жёлтого цвета. Но острых колючек на кустах нет. Поев вурдалачьих ягод, человек может превратиться во что угодно, сообразно своей природе… Хорёк, лисица, заяц и т. д. Но обычно случается, что это самое «что угодно» понимает, что его дом в лесу, и удирает в чащу. А поутру, став человеком, мало кто может отыскать обратный путь.

Дерево вахари - достаточно часто встречающееся даже в столице, раскидистое пышноцветущее (конечно, по меркам умеренного климата Ехо) дерево.

Дерево йокти - "а в пожухшей садовой траве тут и там валялись круглые, крупные ярко-красные плоды угуландской садовой йокти; они зреют и осыпаются за одну ночь, когда этого никто не ждёт, - порой в самом начале осени, а иногда - только посреди зимы. Совершенно непредсказуемое дерево, никакого сладу с ним нет, зато азартные люди каждый год могут заключать пари насчёт урожая йокти."

Дерево шотт - дерево с постоянно мокрыми листьями и ветвями.

Кактус Зогги - растение с Арвароха. Обладает почти полуметровыми иглами и всё время думает Чёрные Мысли. Когда какой-нибудь охотник, которому требуются иглы Зогги для создания ритуальных башмаков, идёт в ближайшую пустыню и садится напротив кактуса - начинается "поединок". Если мысли охотника оказываются чернее, кактус через некоторое время теряет способность соображать, и с ним можно делать что угодно. Однако, если охотнику не удаётся пересилить кактус, то он умирает и превращается в дым, цвет которого напрямую зависит от личных качеств погибшего. Облако дыма окутывает кактус Зогги и постепенно исчезает - имеется мнение, что кактус такими питается.
http://s4.uploads.ru/t/9iR6b.jpg

Пумба - название одного из местных овощей.

Фаумхайна - уандукский кустарник, крайне редкий даже у себя на родине. Жители Уандука изредка балуют себя, вдыхая аромат цветка фаумхайны - это позволяет им на какое-то время обрести возвышенность мыслей, остроту восприятия и интенсивность ощущений, свойственных их далёким предком (а в большинстве своём у обитателей Уандука в роду имеются вдохновенные кейифайи (амфитимайи).

Статья принадлежит этому форуму.